Используя синонимы в речи, авторы художественных произведений нередко употребляют для так называемого нанизывания близкие по значению слова. Приведем несколько примеров употребления цепочки слов (в одном и том же тексте), разных по своей стилистической и эмоционально-оценочной окраске.
— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.
— Ну, царство небесное, — согласился Безенчук.
— Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают,— это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, богу душу отдает...
— То есть как это считается? У кого это считается?
— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считаетесь, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, иликто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну, когда ты помрешь, как про тебя...