В Москве есть микрорайон, который старые москвичи называют Хамовники. Это Комсомольский проспект с прилегающими к нему улицами и переулками от Садового кольца до улицы Хамовнический Вал. Странное, неблагозвучное название, но за ним скрываются интересные страницы нашей социальной истории. Хамовники — название слободы ткачей — хамовников, которые ткали (изготовляли) льняное — хамовное полотно для государя, т. е. для царя. Хамовйая слобода находилась в ведении официального государственного учреждения — Государева Хамовного двора. В данном названии слово государев значило «государственный», а двор — «предприятие, производство». Государев Хамовный двор находился в Москве, там, где сейчас Старомонетныи переулок; там ткали льняные полотна.
В начале XVIIв. в связи с возросшим спросом на русские льняные полотна и изделия из них в Москву были переселены из Твери ремесленники, изготовлявшие льняные полотна. Все они были поселены вместе, в одной слободе, которая получила в Москве название Хамовники.
Лен когда-то был привезен в Москву из Новгородского княжества, а вместе с ним пришло и новгородское название льна — хам. Слово не нашло широкого распространения в русском языке и употреблялось только в среде изготовителей полотна. Это был своеобразный профессионализм в русском языке XVI—XVIIвв. От него образовались родственные слова хамовный — «льняной» и хамовники — «ткачи, изготовляющие льняное полотно».
Хамовная (льняная) продукция пользовалась большим спросом и шла только на нужды государева двора. Это были разнообразные полотна — двойные, тройные, посольские (очень широкие), тверские (грубые). Кроме полотна, здесь ткали узорчатые скатерти, полотенца, которые назывались тогда убрусами.
Поскольку хамовная продукция не была обычной, то и ремесленники, изготовлявшие ее, жили в особой Хамовной слободе и находились на особом положении. Они ткали полотна, или, как говорили в Москве, «делали государево хамовное дело», и в помещении государева двора, и в своих избах. Они облагались невысокими налогами, освобождались от многих повинностей, т. е. от обязательных работ на государя. Зато и поселиться в такой слободе новому человеку было невозможно, также трудно было и уйти из Хамовной слободы.
Чтобы поселиться в Хамовной слободе, надо было подать челобитную царю, т. е. прошение (побить челом, покланяться), а уж государь разрешал или не разрешал. До нас дошло несколько таких челобитных. Некто Харитон Дмитриев сын Темков в 1627г. подал царю челобитную с просьбой поселиться в Хамовной слободе у своих родственников и стать хамовником. Он пишет: А родимцы мои [т. е. родственники.— Г. С] живут в Хамовниках... Вели государь мне жити за тобою в твоей ... Хамовной слободе с родимцами моими в Хамовниках. Царь государь, смилуйся, пожалуй. Дошла и одна царская резолюция на подобное прошение — челобитную Кузьмы Тихонова, написанную в 1678г.: Собрать по нем поручная запись в Хамовную слободу и написать в бездворные, оброку имать по полуполтине. Из нее следует, что для получения разрешения поселиться в Хамовной слободе
< Предыдущая | Следующая > |
---|