Слова как бы закрепляются за определенными стилистическими пластами лексики: нейтральным, разговорным, книжным, просторечным и др. Принадлежность слова к определенному стилю как бы «говорит», «сигнализирует» о дальнейшем стилистическом употреблении слов в тексте. Иначе говоря, каждое стилистически окрашенное слово является, если можно так сказать, конкретным «сигнализатором», который определяет сферу употребления новых слов, выводит их на указанную стилистическую орбиту в тексте. Слова согласуются не только по смыслу, но и по стилевой однородности. Поэтому слово в тексте может выступать как «сигнализатор» определенного стилевого строя текста. Рассмотрим для примера группу слов, обозначающих передачу письменной информации в русском языке, которые помогают создавать сферу определенной стилистической значимости в тексте: писать, написать, расписать, строчить, накатать, черкануть.
Вначале приведем слова с стилистически нейтральным «сигнализатором». Так, к ним относятся писать и написать. Письма от отца мы получали редко. Отец писал мало и все одно и то же (А. Гайдар. Школа); Но Андрей ошибся: поздней осенью он коротко и обиженно написал, что, нет, ничего не выйдет, из госпиталя его выписывают, но отправляют обратно на фронт (В. Распутин. Живи и помни). В этих примерах слова писать и написать дают как бы «сигнал» для употребления окружающих нейтральных слов: осень, госпиталь, письмо, отец, мало, отправлять, фронт, выписывать и др.
Теперь укажем слова с разговорным, если можно так сказать, «сигнализатором»: расписать, строчить, черкануть.
Слово расписать обозначает в русском языке 'начав писать, увлечься'. Вот как использует слова писать и расписать С. Воронин в рассказе «Чужое письмо»: Он вычеркнул слово «Оля» и продолжал писать:
«...Да, тогда будет поздно, но сейчас еще есть возможность. Только надо понять со всей серьезностью, что мы с тобой теряем...»
— Ну, что уж так расписался! — с неловкой усмешкой в голосе сказал Денисов. — И не стоит она того, чтоб столько времени на нее тратить...
...— Это ты все здорово, Владимир Николаевич, расписал. Все в точности понял, что испытываю... Даже растрогал...
— Ну ладно. Перепишешь и посылай.
— Да нет, хоть это и так, а не годится оно. Ты не знаешь мою Александру: ведь она задерет нос, когда получит такое письмо... — Разве это самое главное? Если она тебе дорога, я бы так написал.
— Со стороны-то легче, — качнул головой Денисов, — а вот когда самого касается, тут другое дело... К ней нельзя на карачках ползти, тогда совсем житья не будет».
Два героя и две речевые характеристики. Стилистически нейтральный глагол писать окружают слова одинаковой стилистической значимости: поздно, понять, со всей серьезностью и т. д. Разговорный расписать — и автор употребляет стилистически сниженные слова: Александру, задерет нос, на карачках ползти и т. д.
Глагол строчить имеет значение 'быстро, наскоро написать' (разг. шутл.): Торопитесь? — сказал заседатель с уничтожающим сарказмом в голосе...
— Сочинять министерские циркуляры?..
Или...
В глазах Кострова пробежало что-то быстрое и холодное, как змейка.
— Или строчить доносы вашему куму, исправнику?.. (В. Г.Короленко. Феодалы); Нет. Деньги, правда, берет, но с гримаской, будто одолжение делает. Тогда во имя какой своей мечты она с утра до вечера высиживает в скучной технической конторе, а потом с усердием строчит донесения, вместо того, чтобы переписывать в альбомчики с розочками вирши поэтов или сочинять любовные послания?
— ...Загадка...
— Все,- кажется, — с облегчением вздохнула Зиночка, распрямляясь и вытирая кружевным платком нос (В. Понизовский. Час опасности). И в тексте мы встречаем такие же слова, имеющие сниженный характер употребления: министерские циркуляры, куму-исправнику, гримаска, альбомчики, розочки, вирши поэтов и т. п. Глагол черкануть имеет значение 'написать немного' (разг.): А вы черканите ему письмишечко, чтоб пришел по срочному делу (Л. М. Леонов. Нашествие). И в тексте: письмишечко (пренебрежительное, разг.) и т. д. и т. п.
Наконец, укажем слова с просторечным «сигнализатором». К ним относится и глагол накатать, толкуемый в словарях русского языка как 'написать быстро':
Думаешь, нам не ясно, для чего ты вдруг не поленилась на трех листках заявление накатать (В. П. Беляев. Старая крепость). И в тексте мы находим слова сниженного стиля: на листках. Приведем еще примерс просторечным «сигнализатором». Писатель В. Распутин в повести «Прощание с Матерой» создает речевую характеристику своих героев путем использованиядиалектных слов: завтри, оттуль, неймется, охолодали,ишь, мужик; просторечных: обалдевший, поозиравшись, пуще:
...И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать — чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай.Избу чтоб мне не поганил. Запомнил? — Запомнил, — кивнул обалдевший, ничего непонимающий мужик. И, поозиравшись еще, ушел. А Дарья заторопилась, заторопилась еще пуще.Ишь, зачастили, неймется им, охолодали.
Как мы видим, с помощью отбора определенных лексических средств и создается единаянормативно-лексическая связь. Стилистическая нагрузка определяется путем насыщения текста словами одного стилистического пласта, повтором однородныхединиц — стилистического согласования, образующих единое целое текста. Когда мы говорим о стилистическом «сигнализаторе», то имеем в виду его «цюдсказку» дальнейшего употребления определенных слов.
В стихотворении Е. Евтушенко «Злость» нам встретилось слово бросьте, закрепленное за определенной сферой речевой деятельности (разговорное), и оно «сигнализирует» о дальнейшем насыщении текста словами тех же стилистических свойств:
И я вам расскажу сейчас о
злости.
Когда перед собраньем шепчут:
«Бросьте!
Вы молодой, и лучше вы пишите,
а в драку лезть покамест не
спешите...»
А я не уступаю ни черта:
быть злым к неправде —
это доброта!
Но иногда мы можем встретить слова, как бы закрепленные за определенной стилистической сферой употребления, а в конкретном тексте меняющие эти свои свойства. Влияние на них оказывают соседние слова. Текст может придавать дополнительную окраску словам, способствовать переходу из одного стилистического пласта в другой, а в некоторых случаях стилистически окрашенные слова вообще остаются без окраски. Приведем пример использования нейтрального слова в таком тексте, где оно приобретает новую стилистическую помету:
12 скоро. Пора уматывать.
Как ваши лица струятся матово.
В них проступают, как сквозь экраны,
все ваши радости, досады, раны.
(А.Вознесенский. Прощание с Политехническим).
Слова струиться — 'течь струями, не сильным потоком' и матово — 'без глянца; тускло' словари русского литературного языка дают без всяких помет, т. е. относят к нейтральным. Но в данном тексте они приобретают сниженную окраску. Возникает явно ощутимая сниженная экспрессия разговорного стиля. А употребление просторечного слова уматывать в значении 'уходить' усиливает этот оттенок разговорности, способствует тому, чтобы слова струиться и матово также воспринимались как разговорно-бытовые.
Таким образом, распределение определенных стилистических свойств слов в тексте зависит и от слов «сигнализаторов», которые оказывают влияние на построение единого нормативного целого. В некоторых случаях, в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор, могут происходить изменения стилистических «возможностей» слов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|