В основу данного сайта положена интереснейшая книга под названием "Занимательная топонимика" автор: Г.П. Смолицкая
Автор данного сайта надеется на то, что использованная информация поможет всем кого она заинтересовала в повышении уровня своих знаний и расширения кругозора.
Вкладывая усилия по созданию данного сайта так же можно предположить, что он будет успешно развиваться принося пользу людям.
Всем кто посетил этот сайт и почерпнул здесь нужную ему информацию просьба обязательно при копированиии и использовании текстов статей обязательно ссылаться на данный сайт.
Мы уже говорили, что в самом начале рождения слова отправным пунктом этого процесса является определение признаков, качеств, свойств, присущих именно данному предмету в отличие от других предметов. При образовании новых слов используются различные аффиксы — строительные единицы, которые помогают видоизменять лексическое или грамматическое значение корня. Аффиксы вместе с корнем составляют все значимые части слов в русском языке:
приставки, корни, суффиксы, окончания, соединительныегласные. Их принято называть морфемами. Давайте для примера возьмем группу слов с общим корнем дар: дарить, обдарить, одарить, раздарить, подарок, подаренный, дар, в котором заключено общеезначение, свойственное всем словам: 'вещь, которуюдают безвозмездно': Кстати, странное это словосочетание: отблагодарить подарком. Подарокон потому и подарок, что — даром, ни за что.А если за что-то, то это уже, простите, не подарок,а самая настоящая плата. Не так ли? (Известия. —1984—11 октября);
Я забыл, какие у тебя волосы,
я забыл, какое твое дыхание,
подари мне прощенье, коли виновен,
а простивши — опять одари виною...
(А. Вознесенский. Тень звука)
А вот производные слова с приставкой раз- (рас-),образованные от разных корней глаголов: раздать, расставить, разложить, разместить; разбить, разорвать, раскрошить, разгрызть, разъединить и др. — имеют различные значения за счет корня. Но у всех этих слов есть общий семантический признак 'распределение по частям, по местам' или 'раздробление, разделение на части'. Сопоставим несколько слов. Глагол дать обозначает 'вручить, заставлять брать, передавать из рук в руки'. Слово раздать имеет значение 'отдать много предметов или много частей какого-нибудь целого многим, наделить чем-нибудь многих'; ставить имеет значение 'придавать кому-, чему-нибудь стоячее положение, укреплять стоймя, помещать что-нибудь куда-нибудь так, чтобы стояло', а расставить — 'поставить, разместив на нужных местах'; глагол грызть имеет значение 'раскусывать зубами что-нибудь твердое', а разгрызть — 'грызя, раскусить, раздробить зубами'. Нетрудно заметить, что сопоставляемые слова различаются корнями, а объединяются аффиксом раз- (рас-), который ограничивает, уточняет лексическое значение слов. При этом лексическое значение, полученное с помощью аффикса, может быть шире, чем значение корня.Как видим, значение аффиксов является подчас более широким, чем лексическое значение слов, и способно образовывать целые группы однотипных производных с общим семантическим признаком. Значение, создаваемое словообразовательными аффиксами, ограничивающее и уточняющее значение корня, называется деривационным (лат. derivatus — отведение, отвод).
Рассмотрим для примера, как формируется значение словообразовательного гнезда, обозначающего передачу чего-либо: дать —'вручить, заставлять брать, передавать из рук в руки'; воздать — 'дать в награду или в наказание за что-нибудь'; выдать —'дать, пре- доставить что-нибудь, снабдив чем-нибудь'; задать — 'дать корм' (спец.); наддать — 'прибавить к чему-либо данному, имеющемуся'; недодать — 'дать не до конца'; обдать — 'облить сразу со всех сторон'; отдать — 'вручить, сообщить кому-нибудь для какой-нибудь цели'; передать1— 'отдать, вручить, сообщить комунибудь'; передать2— 'дать чего-нибудь больше нормы'; подать — 'дать, поднеся, приблизив'; поддать — ' подбросить вверх ударом'; придать — 'дать дополнитель- но'; раздать — 'отдать, выдать много предметов мно- гим'; пораздать — 'раздать все или многое'; сдать — 'отдать в наем'; пересдать — 'сдать, передать заново в пользование другим'. Как видим, значение производящего слова дать является центральным смысловым стержнем всех производных. Значение передачи формально выражено в основе производящего слова дать:
В то же время каждое из производных имеетсвое индивидуальное значение. При этом именноаффиксы вносят дополнительное значение, как бызавершая смысловое оформление слова. Чтобы «увидеть» это собственное, индивидуальное значение слов,объединенных одним корнем, внимательно вчитаемся в небольшие фрагменты, взятые из разных художественных произведений. Приставка вы- показывает исчерпанность действия, выделение изнутри чего-нибудь: Кто-то забрал из кладовки всю обувь. Мы решили каждую пару выдавать на двоих, а Верочке —одной. Ни у кого больше нет такой маленькой ноги.Заведующий специально для нее доставал. Это былоочень трудно... Напрасно я ей сказал об этом. Теперьона все время просит ботиночки. Просит хоть показатьей... (А. Сахнин. Мне б только речку переплыть...).
В приставке до- обнаруживаем, что она образуетглаголы со значением 'завершения действия, доведения его до какого-нибудь предела, до конца, или прибавления к прежнему': Он мне сначала денег не давал,а теперь дал. Все, что уменьшил мне в наказание,все вчера додал (Ф. М. Достоевский. Униженныеи оскорбленные). Обозначение полноты действия,большего количества в проявлении действия находиму приставки на-: Дурасов рвал без разбора всякиецветы и плоды и столько надавал нам, что некудабыло девать их (С. Т. Аксаков. Детские годы Багровавнука). Приставка от- обозначает конец, прекращение,окончательное выполнение какого-нибудь действия:Я срываю цветы, отдаю ей. У нее уже целая охапкавасильков. — Ну куда так много, — смеется она и кладет мневенок на голову (С. Воронин. Длинный сон).
А вот приставка пере- распадается у глаголовна две формы употребления. В первом случае обозна-чает направление действия: Дома хозяйка передала им телеграммы (С. Воронин. Таежная развязка), а во втором — чрезмерность, излишек, преобладание в действии: Я хоть молод, а не зарвусь, лишнегоне передам (А.Н.Островский. Бесприданница).Дополнительное значение приближения вносит приставка по-: подать — 'передать, поднеся, принеся,доставить, подогнав': «Есть у тебя карандаш?»
Я опять был удивлен: зачем ей карандаш? Однакопоспешил подать, — он был у меня в записной книжечке. Она попросила подать ей еще визитнуюкарточку (И.А.Бунин. Дело корнета Елагина).
В глаголе придать приставка при- обозначает 'до-бавление, сближение, скрепление чего-нибудь с чем-нибудь': Ведь, если, положим, этой девушке при-дать тысяченок двести приданого, из нее бы могвыйти очень, очень лакомый кусочек (Н. В. Гоголь.Мертвые души); К сотням Григория было приданотри пулемета (М. А. Шолохов. Тихий Дон).
О приставке раз- мы уже с вами говорили, и о томкакие она может вносить дополнительные смысловые оттенки в глаголы: 'деление на части, раздробление','распределение по частям, по местам': У францу занашлась мелочь. И он всем раздал по двадцатькопеек (Л.Н.Толстой. Отец Сергий); Он посадил Лизу и бывшую с ней Леночку в карету, раздалвсе свои деньги нищим и тихонько побрел домой(И.С.Тургенев. Дворянское гнездо).
Приставка с- обозначает 'удаление чего-нибудь откакого-нибудь места, от себя': Каждый год Ивакины сдавали дом горожанам, а сами жили в летнемпристрое. Но на этот раз дачники попались на других непохожие (С. Воронин. Отцвели уж давно хризантемы в саду...).
Семантически прозрачной является приставкане-, придающая слову противоположное значение с оттенком умеренности, смягченности признака иликачества: «И жадный же... У-ух!..» — произнес мужик,снова доставая кисет и отсчитывая ему недоданную гривну (Е.И.Наумов. Деревенский торгаш);Недодали мне почту. Запаздывают с сортировкой(А. И.Мусатов. Стожары).
Как мы видим, приставки вносят тонкие, но совершенно определенные смысловые оттенки в основное значение производящего слова.
Итак, мы убедились, что аффиксы являются носителями значений, в соответствии с этим они могут изменять значение всего слова, вносить дополнительные,уточняющие, корректирующие смысловые оттенки, создающие единое значение слова. И в то же времяаффиксы (в данном случае приставки) могут входить в состав целой группы слов, образуя их общий семантический признак.